FAKEOFF (fakeoff) wrote,
FAKEOFF
fakeoff

«Меланхолия I» - самая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера, в которой зашифрованы тайные послания

Источник: http://fakeoff.org/culture/melankholiya-i-samaya-tainstvennaya-gravyura-albrekhta-dyurera-v-kotoroy-zashifrovany-taynye-poslaniya

Гравюра на меди «Меланхолия I» известнейшего художника эпохи западноевропейского Ренессанса Альбрехта Дюрера окутана тайной, полна символов и аллегорий.

В неимоверно малые размеры своего творения непревзойденный мастер гравюры сумел зашифровать столько тайного смыла и посланий, которые до сих пор заводят в тупик искусствоведов. Различные версии разгадок этих тайн далее в обзоре.
 

«Меланхолия I» - самая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера, в которой зашифрованы тайные послания

Первый автопортрет Дюрера, выполненный в 13 лет. Автор А. Дюрер.

Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 1471—1528) — немецкий живописец и график, первый теоретик искусства, один из величайших мастеров Северного Ренессанса, был третьим ребенком в семье из восемнадцати рожденных и восьми выживших детей. Отец, золотых дел мастер, пытался с детства приобщить сына к ювелирному ремеслу,которым сам зарабатывал на жизнь.

«Меланхолия I» - самая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера, в которой зашифрованы тайные послания

Портрет отца художника. (1490). Дерево, масло. Автор А. Дюрер.

Но вопреки его ожиданиям, в пятнадцать лет юный Альбрехт становится учеником Михаэля Вольгемута – ведущего нюрнбергского художника, живописца и великолепного гравера. От него то прилежный ученик и получил те познания и умения, которые использовал на протяжении своего творческого пути. К тому же, первый успех юному художнику принесли именно деревянные и медные гравюры. Впоследствии он стал новатором в этой технике. А о живописных работах Дюрера и говорить не приходится - это шедевры мирового искусства.

«Меланхолия I» - самая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера, в которой зашифрованы тайные послания

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. Автор А. Дюрер.

Познания Дюрера в астрономии, математических и естественных науках были потрясающими. Он создавал карты звездного неба, следя за небесными светилами с крыши собственного дома, на которой располагалась небольшая обсерватория. Он рассчитал значения, для впервые созданного в Европе, магического квадрата, создал теоретические труды об искусстве.


«Меланхолия I»

«Меланхолия I» - самая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера, в которой зашифрованы тайные послания

«Меланхолия I». (1514). Автор: Альбрехт Дюрер.

При создании «Меланхолии» в 1514 году Дюрер следил за яркой кометой, появившейся на небосводе. Очень многое в изображении гравюры связано с этой кометой и символикой планеты Сатурн, являющейся покровительницей меланхоликов. Считалось, что бог Сатурна – старше других богов, и только ему присущ высший интеллект, и только меланхоликам доступна радость открытий.

«Меланхолия I» - самая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера, в которой зашифрованы тайные послания

Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер.

В центре композиции видим женщину с крыльями и в венке, олицетворяющую собой Логику – это Муза Дюрера. Неподвижно сидящая на крыльце, она погружена в меланхолическую задумчивость и печаль: женщина хоть имеет крылья, но не может проникнуть за завесу тайны Вселенной. Все, что вокруг происходит - проходит без ее участия. Это ее угнетает и навевает меланхолическое настроение.

«Меланхолия I» - самая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера, в которой зашифрованы тайные послания

Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер.

Угрюмый мальчик с крыльями, рядышком сидящий на мельничном жернове, что-то задумчиво пишет на восковой дощечке. Это Путто, символизирующий предвестника ангельского духа.
Вокруг героев гравюры разбросаны измерительные и строительные инструменты. А у ног, свернувшись в клубок, спит борзая собака, символизирующая меланхолический темперамент. 

«Меланхолия I» - самая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера, в которой зашифрованы тайные послания

Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер.

Гравюра размерами 23,9 х 18,8 сантиметров перенасыщена деталями и предметами. Здесь можно увидеть песочные и солнечные часы, весы, колокол, циркуль, сферу, многогранник, высеченный магический квадрат, а так же строительные инструменты.

А самым интереснейшим предположением российского искусствоведа Паолы Волковой является версия: на гравюре изображена не крылатая женщина, а сам Альбрехт Дюрер с крыльями ангела, что впрочем вполне закономерно.
 

Магический квадрат

«Меланхолия I» - самая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера, в которой зашифрованы тайные послания

Магический квадрат. Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер.

На стене видим таблицу с числами, заключенными в магический квадрат, где их сумма на каждой горизонтальной, и вертикальной линиях, а так же по диагоналям равна числу тридцать четыре.
До сих пор среди искусствоведов ведутся споры на тему: сам ли Дюрер составил этот квадрат, или же взял за основу квадрат Корнелия Агриппы, видоизменив порядок чисел. Как бы там ни было, но в своем магическом квадрате Дюрер зашифровал год создания гравюры (два средних числа снизу), дату смерти матери и несколько других знаковых дат для самого художника. 

Также считают, что магический квадрат был позаимствован Европой у Индии в начале 16 века. А в самой Индии он стал известен в I веке нашей эры. Ученые предполагают, что идея магического квадрата принадлежит китайцами, ибо в китайских рукописях, написанных 4000-5000 лет до нашей эры, впервые упоминается о них. Вот такой древнейший возраст у магического квадрата!
 

Загадка в названии гравюры


На фоне неба в лучах кометы изображена летучая мышь, на крыльях которой выгравировано мастером - «Меланхолия I». Существует несколько версий почему эта работа так названа. Хотя во всех своих трудах Дюрер называет эту работу просто - «Меланхолия».

«Меланхолия I» - самая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера, в которой зашифрованы тайные послания

Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер.

Первая из версий: художник задумал создать несколько работ, отображающих меланхолию, поэтому и начал нумеровать свои произведения. Но как известно, продолжения серии гравюр, посвященных Меланхолии, у Дюрера больше не было.

Вторая версия опиралась на психологические учения того времени, которые гласили, что существуют три вида меланхоликов. Одни из них были творческими людьми, с развитой фантазией, другие – политики и ученые, с развитым умом, и третьи - люди религии и философы, с развитой интуицией. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, пишет на гравюре: MELENCOLIA I.

По третьей версии: «I» — это вовсе не римская цифра, а латинская буква «i». А в совокупности с меланхолией — означает «Прочь, меланхолия».

И последняя, самая более вероятная. Так как техника гравюры выполняется в зеркальном отражении Дюрер ошибся при написании названия, что было не первым случаем в его практике. Вместо буквы "А" - конечной буквы, он начал писать букву "М". И чтобы исправить свою ошибку, он решил таким образом выйти из сложившейся ситуации.

«Меланхолия I» - самая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера, в которой зашифрованы тайные послания

«Святой Иероним в келье» Гравюра на меди. (1514). ¦ «Рыцарь, смерть и дьявол». Гравюра на меди. (1513). Автор: А. Дюрер.


«Меланхолия I» — является последней из серии трех известных «мастерских гравюр» Дюрера и самой любимой его работой. Первые две - это «Иероним в келье» и «Рыцарь, смерть и дьявол».
Во всех трех присутствует действующее лицо: рыцарь, святой Иероним, крылатая женщина. По мнению многих искусствоведов в этих трех работах художник описал разные состояния души человека.

Tags: Художник, искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments